Расстановки сказочных сюжетов

s5 logo 2 1

  

Анна Евстратова  - специалист по системным расстановкам, практикующий психолог, тренер, супервизор, коуч, действительный член психотерапевтической лиги

Расстановки сказочных сюжетов

Безусловно, Расстановки по методу Берта Хеллингера можно назвать одним из чудесных явлений в современной психологии. Этот метод основывается на системном подходе, и именно поэтому позволяет быстро и точно выявлять неочевидную суть проблемы и находить решение, учитывающее интересы как системы в целом (будь то семья, организация или личность как комплексная структура), так и составляющих её элементов. Грамотная расстановка даёт гарантию глубины и одновременно "экологичности" изменений.

Современные расстановки шагнули далеко за рамки традиционной психотерапии. Семейные, структурные, организационные, симптомные, расстановки сказочных сюжетов – вот далеко не полный список разновидностей расстановочной работы, существующих на сегодняшний день.

На семинаре вас ждёт:

  • Знакомство с методом и принципами системного подхода;
  • Живой опыт заместительства в расстановках, из которого можно извлекать собственные уроки;
  • Возможность разобраться со своими задачами и проблемными ситуациями, в том числе весьма запутанными;
  • Участие в исследованиях собственной психической и духовной внутренней реальности для более глубокого и полного осознавания себя и своих способов взаимодействия с реальностью внешней.

 

Ведущая семинара Анна Евстратова о Расстановках Сказочных Сюжетов.

"Я люблю расстановки в прикладном аспекте - как метод помощи - за силу, точность, правдивость, и в более общем подходе - как путь роста души - за глубину, многослойность и вызовы ограничениям. А ещё за пространство, внутри которого можно творить.

Расстановки Сказочных Сюжетов продолжают быть экспериментальным направлением, но предварительными наблюдениями и выводам уже можно поделиться.

Я использую Расстановки Сказочных Сюжетов в двух форматах. Во-первых, работая с конкретным запросом на помощь. Например, когда есть затруднение с выбором – какую систему взять за точку отсчёта. Опишу случай из практики. Работала в Бишкеке, и был такой момент, что я сильно сомневалась с чего начать работу. Запрос был вполне ясным, была и энергия для работы, но как-то не могла выбрать с чего начать...

skazki3 miniДело в том, что для этого клиента была уже сделана одна работа 7 месяцев назад. И его новый запрос был явно следующим шагом. Но я колебалась, потому что помнила образ, к которому пришли в прошлый раз, и не хотела вновь туда вмешиваться. Тогда я решилась на эксперимент: попросила клиента вспомнить сказку, которая ему чем-то близка. Он подумал и вспомнил сказку про Емелю - "По-щучьему велению"... Когда он назвал вслух эту сказку, похоже, "словил инсайт". Я спросила - кто важен в этой сказке, он назвал Емелю, Печку и Щуку. Заместителем Щуки он взял женщину, а заместителем Печки - мужчину.

И вот из отношений с Печкой неожиданно развернулась история...
Я шла в это как в неизвестность - без намерений и ожиданий. А в этой метафорической системе нашлось хорошее решение.

dikie lebedi miniВторой формат – идти не от конкретного запроса, а от сказочного сюжета (даже конкретного эпизода), который чем-то близок, особенно памятен или не даёт покоя. Человек выбирает и ставит в расстановку участников этого эпизода. И это не всегда явные герои сказки. Например, в сказке "Дикие лебеди" был выделен эпизод, когда Элизу везут на казнь. Были выделены такие действующие лица и силы: Элиза, Крапива (из которой она плела рубахи братьям), Стража, Братья и... Телега. Как стало видно из той конкретной расстановки - Братья оказались мало значимыми, а вот Телега напротив представляла существенный ресурс. А дальше, как и в "обычных" Расстановках, начинает работать "феномен замещающего восприятия", и через заместителей начинает проявляться и разворачиваться значимая история с почти любого слоя бессознательного. От актуального на данный момент конфликта на работе, через слой семейных или родовых историй, до архетипического…

Заранее не известно, что именно проявится. Иногда через сказку "просвечивают" вполне узнаваемые истории, иногда даже сам человек "не опознаёт" что же за слой проявился - словно память хранит важное в иносказаниях, и у нас есть туда доступ через такой творческий заход. И сказочный антураж – хорошее пространство, чтобы исследовать то, что проявилось с разных сторон, а также искать хороший способ с этим обойтись. Даже если решение сразу не нашлось, можно продолжить работать "над сказкой" - писать и переписывать развитие сюжетных линий, привлекая и тестируя любые "сказочные" ресурсы.

skazki1 miniЗачастую через Расстановку Сказочного Сюжета проявляется какой-то ключевой паттрен из жизни человека, поскольку мы начали работу вне конкретного контекста. Например, становится очевидным, что человек не пользуется предлагаемым ресурсом, углубляясь в свои переживания. И клиент вдруг отчётливо осознаёт, что это происходит практически всегда независимо от конкретного контекста. Или из очевидного конфликта со значимой фигурой внутри Сказочного Сюжета становится понятным, что нерешённый конфликт (предположительно с мамой), проецируется и переносится на всех других значимых людей в жизни.

Предположительно паттерн сформирован в семье или заимствован из более ранних поколений рода. Но через сказочный сюжет мы имеем возможность работать напрямую с паттерном, не касаясь семейной истории.

Сказочный сюжет выступает рабочей метафорой, оболочкой, "интерфейсом" для работы со значимым паттерном. Если удастся сменить, расширить или обогатить этот ключевой паттерн, то изменений можно ждать в разных аспектах жизни. При этом, человек может ничего не рассказывать о своих проблемах и задачах.

В заключение хочу подчеркнуть, что Расстановки Сказочных Сюжетов при кажущейся лёгкости и свободе НЕ легковесны и НЕ легкомысленны! Идти туда нужно с той же собранностью и одновременно отрешённостью, что и в "традиционные" расстановки."

С пожеланием доброго Пути и чудных открытий на нём,

Анна Евстратова

 

Формат "Расстановок Сказочных сюжетов" перешел в новый формат "Расстановки в Метафорическом Пространстве".